Лучшая помощь в полете
Но нельзя ли как-то оказаться на месте того несущегося по волнам серфера, который разрушительную мощь обращает к собственному удовольствию? Вспомним про больших перелетных птиц, которые преодолевают трансконтинентальные расстояния, передвигаясь в остроконечных формациях — клином или стаей. Птицы, конечно, это не самолеты — хотя бы потому, что крыло у них выполняет роль не только аэродинамической плоскости, а еще и движителя, — однако общее все же есть. На кончиках крыльев гусей и журавлей тоже образуются вихри, создающие спутный след. Тяжелее всего тому, кто летит во главе клина: эта птица тратит на движение и поддержание себя в воздухе максимальное количество энергии. Те же, кто следует за вожаком, как бы усаживаются на вихрь, получая дополнительную подъемную силу. Им лететь легче. Вдобавок они тоже создают вихри, помогающие летящим сзади. Природа научила птиц экономить силы в дальнем перелете, так не пришло ли время людям поучиться у птиц? И если на возникновение спутного следа самолет тратит дополнительную энергию, нельзя ли вернуть ее обратно хотя бы частично?
Друзья в облаках
В последние пару лет европейский аэрокосмический концерн Airbus активно продвигает идею так называемого дружественного полета — fello«fly. Представим себе, что существует альянс авиакомпаний, которые координируют расписание полетов так, чтобы перемещаться пусть не большими клиньями, как птицы, но хотя бы парами. Два лайнера разных компаний вылетают одновременно или с небольшим временным промежутком, например из Парижа, и летят в Нью-Йорк. А может, один из Парижа, а другой из Лондона, при этом один летит в Нью-Йорк, а другой — в Бостон. Главное, что оба лайнера смогут встретиться в заданной точке и пролететь большую часть трансокеанского маршрута парой, один за другим. При этом ведомый лайнер получит от спутного следа, производимого ведущим, дополнительную подъемную силу и сможет, сохраняя скорость, уменьшить тягу своих двигателей, сэкономить топливо, снизить количество вредных выбросов. Вся выгода при этом, разумеется, делится между владельцами лайнеров. Airbus не просто теоретизирует — компания уже несколько лет проводит испытательные полеты своих машин в разных формациях. В этом году парные тесты начались в несчастливом для всего мира марте, когда пандемией уже была охвачена вся планета. В полетах участвовали широкофюзеляжные флагманы Airbus А350–900. Кто знает, возможно, отчасти это была реклама достижений концерна в печальные для авиапрома времена, но рациональное зерно в использовании в качестве демонстраторов именно дальнемагистральных самолетов, конечно, есть. Ведь и энергия спутного следа у тяжелого лайнера намного выше, и наибольший экономический эффект может быть достигнут именно в масштабе трансконтинентальных перелетов.