В России любят игры про пиратов. Любят не только играть, но и делать их – вспомните «Корсаров». Причём российские разработчики настолько суровы, что могут в гордом одиночестве буквально за девять месяцев сделать проект, который, конечно, Sid Meier’s Pirates! не уложит на лопатки, но способен привлечь внимание. Речь про Sink Again, которую на 95 % сделал один человек – наш соотечественник, скрывающийся под ником Artem Flatcoon. Чем же игра хороша, а чем не очень?
Пиратский юмор
Sink Again – это смесь «рогалика», настолки плюс немного пошаговой тактики и вышеупомянутой Pirates! Полноценной сюжетной кампании тут нет, но есть в районе двух десятков отдельных сценариев, которые можно считать модулями, как в настольной игре.
И все они более или менее забавные. Так, в одном нужно по поручению старого пирата-рокера искать по всему архипелагу его бывших коллег, показывать им то медиатор, то барабанные палочки, чтобы они в итоге согласились воссоединиться и дать грандиозный концерт. А в финале сценария нас просят правильно обстрелять корабль, перевозящий порох, чтобы обеспечить концерту грандиозное фаер-шоу.
В других сценариях мы ищем бутафорские ножи для ненасильственного кровавого ритуала, который устраивает чтящее традиции предков, но уже куда более прогрессивное племя; собираем максимально вонючую приманку, чтобы поймать кита, величиной с остров; пытаемся найти бессердечного мужчину, который бросил невесту прямо на свадьбе, – в процессе выясняется, что сердца у него в буквальном смысле нет, он спрятал его в обмен на вечную жизнь. Ну и всё в таком же духе.
Мой маленький плот
Зато сам геймплей вполне серьёзный. Сценарии можно выполнять на разных уровнях сложности. В процессе игра сама изредка делает «автосейвы», но, если ваша команда погибнет (например, после того как корабль пустят на дно), весь прогресс обнулится и придётся начинать заново. Что обидно, ведь прохождение каждого сценария открывает новые предметы, персонажей, черты их характера, питомцев и даже типы островов, которые будут доступны в следующих прохождениях. Всё как в типичных «рогаликах».
А начинается каждый раз всё на Тортуге, где в таверне мы нанимаем команду. Изначально в отряде максимум может быть двое пиратов, но потом при определённых условиях численность банды увеличивается. Там же экипируем их на первое время (на что пиастров хватит), выбираем в канцелярии капитана (он даёт тот или иной бонус всей команде), закупаемся продуктами на рынке и выходим в море.
Дальше начинаются элементы Sid Meier’s Pirates! Мы плаваем на кораблике между островами (которые сначала нужно найти), при этом можем нападать на другие суда, постреливая ядрами и идя на абордаж. Но и на нас точат зуб другие пираты и охотники на них.
Заряжать пушки разрешают даже ракетами – тоже местный юмор.
Поэтому кораблик лучше прокачивать – во многих портах есть не только таверны (там можно сменить состав отряда) и лавки, но и верфи, где за энную сумму увеличат прочность/скорость/маневренность судна или же вместимость бортов для пушек. Там же ремонтируем кораблик и пополняем боезапас. В общем, всё по классике.
То же самое с торговлей. В каждом порту есть рынок, а там очень удобно указано, какие товары здесь выгоднее продавать, а какие – покупать. И можно достаточно быстро заработать, перевозя бананы или древесину между расположенными по соседству островами.
Морская болезнь
Вообще, морская часть – пожалуй, самая слабая в Sink Again. Торговля устроена удобно, но примитивно, товары не портятся, а команда во время плавания не потребляет пищу и не поднимает восстания. Её вообще как бы и нет: нанятые в отряд пираты на поведение судна никак не влияют.
Могут случаться шторма и дожди, но на состоянии судна это тоже не сказывается. Зато кораблик способен врезаться в фигурку порта, если вовремя не затормозить, и даже пойти на дно от этого – физика тут тоже весёлая! Ну и в принципе в море редко случается что-то интересное.
Бывает, долго плаваешь, никого не встречая, зато в самый неподходящий момент нагрянут охотники на пиратов, которые начнут преследовать ваше судёнышко. А вступать в бой с ними, пока не прокачали корабль, бесполезно. И вот эта ситуация, ставшая причиной провала некоторых сценариев, не стимулирует, а раздражает – слишком уж непредсказуемо появление охотников, слишком они сильные на первых порах, слишком трудно от них оторваться.
Черта характера – пират!
А вот в подземельях ситуация интереснее. Именно там мы выполняем основные задания по сценарию. Выполняем в пошаговом режиме – ищем и обезвреживаем ловушки, открываем замки на сундуках и двери, сражаемся. Там же можно найти сокровище – если есть карта этого подземелья и лопата в инвентаре.
Успешность всех основных действий, шанс попадания/взлома/обезвреживания/длительность перемещения – всё определяется броском кубиков, а также тем, кто выполняет действие и какая на нём экипировка.
Мы видим, как бросаются кубики.
Сами пираты делятся на воинов, стрелков и вуду-магов. Больше всего интеллекта у магов (хотя и стрелкам можно его поднять вещами) – именно умникам лучше поручать вскрытие замков и поиск ловушек. Влияет на успех и удача.
В этой ситуации важен подбор экипировки – как, соответственно, и накопление денег на редкие и легендарные вещи. По мере роста в уровне характеристики персонажей прокачиваются автоматом, а снаряжением мы можем их регулировать. К тому же многие предметы дают бонусы (или штрафы) не только к характеристикам пирата, но и к граням кубика, которые чаще ему выпадут, – например, увеличивают количество атакующих граней. При этом если воин будет использовать лук, то получит штраф, и наоборот. Классовые ограничения небольшие, но они есть.
Учитываются и черты характера самих персонажей. Они могут быть полуслепыми, лентяями, близорукими, альтруистами, храбрецами, экономистами и так далее. Каждая такая черта даёт плюс или минус. Близорукие, понятно, получают штраф к атаке, альтруисты – к силе, двоечники зарабатывают меньше опыта, хитрецам выпадает больше защитных граней на кубике, а экономисты добывают больше золота из сундуков. Есть даже те, кто ненавидят копаться в земле и ни за что не станут рыть клад, даже если вы выдали им лопату.
Жизнь пирата травматична
Всё это действительно неплохо реализовано. А вот тактика в Sink Again простенькая – авторские сравнения её с XCOM неуместны. Ходим по очереди, часто промахиваемся, если удачи мало и кубики не так выпали, атакуем или используем предметы из инвентаря (есть и зелья, и бомбы). Никаких укрытий, высот и прочих тактических премудростей.
Но и в таком варианте частенько приходится огребать – особенно, если в подземелье попались враги более высокого уровня, а кубики выпадают совсем не той стороной, какой хотелось бы. Если играете на лёгкой или нормальной сложности, то в случае поражения подопечные окажутся в нокдауне и сами залечат раны, когда снова будут на корабле. Правда, пират может получить перманентную травму или потерять своего питомца, дающего бонус. На «харде» же поражение ведёт к гибели персонажей.
***
Sink Again не хватает глубины и подробностей (а также корректора, вычитавшего бы тексты, которые редко признают запятые), но в целом игра оставляет приятное впечатление. Даже без скидок на то, что сделал такой проект один человек меньше чем за год – хотя потрать он больше времени, глядишь, и глубины бы прибавилось. Каждый сценарий способен увлечь часа на два-три. Именно таких игр нам сейчас не хватает – летних, ярких, с юмором, забавной музыкой и картинкой, отсылающей к весёлым анимационным фильмам.
Плюсы: забавные сценарии; колоритные персонажи; увлекательный геймплей на стыке жанров; приятная картинка; весёлая музыка.
Минусы: морской и тактической частям не хватает глубины; тексты изобилуют ошибками.