Сверхширокоугольный объектив iPhone второе поколение остаётся самой слабой частью системы камер, в том числе у Pro версий.
В iPhone 12 фото с него значительно программно прокачали через Deep Fusion, который насыщает снимок деталями с помощью ИИ-алгоритмов.
Но на него продолжают жаловаться, в том числе наши авторы. При этому не могу согласиться с тем, чтобы назвать модуль абсолютно бесполезным.
На него снимать сложнее, чем на светосильную камеру. Нужна сноровка и пара трюков, чтобы получить приятные кадры без яркого солнечного света.
Именно благодаря хитростям ниже вы получите результат, которого не будет ни у кого. Не то что бесконечные фото в портретном режиме, которые есть у каждого.
Ниже я покажу свои примеры, снятые на iPhone 12 Pro Max, и постараюсь объяснить главные условия для качественных фото на ультраширокоугольную камеру. Но сначала список моделей с его поддержкой и капля теории.
В каких iPhone есть камера со сверхуглом
С осени 2019 года Apple начала устанавливать как минимум две линзы во всех своих новых смартфонах, одна из которых обязательно привычная широкоугольная, а вторая — с ещё большим углом обзора.
За два года моделей стало много:
• iPhone 11
• iPhone 11 Pro
• iPhone 11 Pro Max
• iPhone 12
• iPhone 12 mini
• iPhone 12 Pro
• iPhone 12 Pro Max
Во всех iPhone 13 они тоже будут. Учитывая, что значительных изменений этого модуля не ждём, статья будет актуальна даже через год.
Чтобы включить режим, откройте камеру и нажмите на круг, в котором написано 0,5х.
Далее в конце каждого пункта ниже будет совет и полный список с ними в конце.
Почему с ультраширокоугольным объективом сложно
Центр становится самой яркой частью сверхшироких камер. Попробуйте запустить режим вечером и посмотреть в видоискатель: увидите эффект, будто ходите с фонариком
Если сравнить камеры с профессиональными аналогами, то в смартфонах стоят слабые ультраширокоугольные линзы.
Они тёмные, по бокам не хватает света и получается большая чёрная виньетка. Хуже передают текстуру на краях, делают сильное искажение прямых линий.
Но винить производителей сложно, им нужно уместить возможности 15-сантиметровых объективов в 7 миллиметров тонкого корпуса смартфонов. Сверхширокоугольные объективы для камер гигантские и без описанных выше проблем стоят очень дорого.
Сверху модель за 50 тысяч рублей (светосила всё ещё не делает его дешёвым), снизу за 220 тысяч рублей
Например, Canon на 14 мм со светосилой f/2.8 стоит почти 180 000 рублей. В числах это даже хуже камеры 13 мм f/2.4 в iPhone. Очевидно, решают характеристики выше.
На данном этапе только физическое утолщение блоков поможет решить проблемы с виньетированием и искривлением линий. А пока мы можем использовать это в своё преимущество.
Сложности в съёмке добавляет то, что люди не знакомы с таким форматом фото.
Когда в кадре появляется много искажений и объектов, хочется либо захватить всё сразу, либо отойти подальше, но тогда нужный объект станет микроскопическим. Эту проблему сейчас и проработаем.
Совет 1. Не пытайтесь уместить всю обстановку в кадр, лишние детали разрушают магию. Оставьте только нужные элементы, как вы делаете с другими линзами.
На фото выше я мог бы оставить симпатичную урбанистическую тропинку, но без неё ощущение загадочного леса из сосен получилось сильнее.
Сделать красиво с телефото легче, но банально
В съёмке со сверхшироким углом большую роль играют элементы, которые можно распахнуть на всю ширину. Композиционно они обязательно сведут фокус к центру
Apple проще всего продвигать камеру с приближением, потому что у неё есть два ясных преимущества: детализация далёких объектов и привычный «профессиональный» вид портретных фото.
Все знают снимки с дорогих камер, где в фокусе только лицо, снятое с большого расстояния.
У фотографов это один из самых простых кадров, для которого почти не нужно стараться. Надел линзу с f/1.8, а лучше f/1.4, навёл камеру, готово. Фон размыт, лицо улыбается, спасибо за работу.
Ультраширокоугольная камера требует особого подхода, к которому не все готовы. Приходится искать место без хлама, правильно двигать модель, тщательно искать эстетичный ракурс. Предполагаю, именно из-за того, что телефото хотят сильнее, Apple внедрила её в более дорогие смартфоны.
Зато сверхширик щедро ставят в каждый новый смартфон. Так что, если вы хотите сделать по-настоящему необычные художественные фото, у вас с гораздо большей вероятностью уже есть этот мощный инструмент.
Часть кадров с этой съёмки и все из другой (на бильярдном столе) были слишком откровенными, мы решили их не добавлять. Если интересно, можете оценить их в моём Instagram
Совет 2. Помимо человека возьмите в кадр один элемент, который будет неожиданно искажаться.
Помогут широкие локации, которые дают«воздух» и не захламляют кадр. На фоне негативного пространства силуэты смотрятся чище.
Здесь у нас есть изящная беседка, она расположена на холме. Благодаря этому получилось брать ракурсы, которые отсеили лишнее и задали атмосферу.
Профи любят сверхширокий угол
Недавно начал экспериментировать с модулем, и вдохновляют такие работы:
В fashion-фотографии широкий угол в принципе используют чаще портретного, но сейчас рамки раздвигаются до ультраугла.
За основу мастера берут странные образы современного искусства, добавляется абстрактность. Становится интересно играть с пропорциями и искажёнными силуэтами.
Вам не нужно заниматься тяжёлым цветкором или жёсткой обработкой, снимать студию. Делать снимки для постов в Instagram можно просто за счёт правильных ракурсов и аккуратных фильтров.
Совет 3. Применяйте искусственные искажения поверх объектива.
Фото выше сделаны через кусок упаковки от лайма. Он добавил пятна с размытием, артефакты текстуры, изломы на линиях и рассеянный свет.
Это уникальный инструмент. Поэтому и привычного результата не будет
Лестницы выглядят особенно красиво
Объём, который даёт охват в 120+ градусов, не может повторить широкий угол и портретный объектив. Зато работает обратное.
Если стоять на одном месте, вы легко обрежете снимок с ультраширика до других форматов, просто детализация будет хуже.
Но с ультрауглом дело всегда не в том, чтобы снять что-то чётко и обычно, а взять ракурс, который никогда не брали. Сделать что-то для себя новое.
Совет 4. Подходите ближе к модели и смелее крутите вокруг неё камеру. Просите больше двигать руками, ногами.
Снимайте снизу, снимайте сверху, снимайте по центру, разводя конечности к краям кадра.
Это экспериментальная сфера, тем интереснее с ней работать.
В примере выше было много плохих фото, которые комично и карикатурно искривляли лицо и тело.
Но иногда это случалось ровно в той степени, когда неприглядность граничит с красотой и даёт фотографии шлейф самобытности, который ценят в искусстве.
Все советы одним списком
Телевизор с белым экраном, красный тюль, кусок пластика поверх объектива, длинные кудрявые волосы — и динамичная картина готова
Итак, чтобы прокачать владение сверхширокоугольной камерой, держитесь следующих правил:
1. Взять в кадр хочется всё, но не надо. Смело крутите, поднимайте и опускайте камеру, пока из области не выйдут лишние машины, стулья, столбы, ветки и другой мусор.
2. Витиеватые элементы, дополняющие фото, будут неожиданно вписываться в искажения камеры.
3. Снимайте через полупрозрачные, преломляющие и расфокусирующие объекты. Широкоугольная камера сама по себе тёмная и не особо чёткая. Доведите это до предела и оставьте часть кадра загадкой.
4. Смело выводите на передний план руки и ноги, не бойтесь искажать лицо дисторсией. Из десяти отвратительных кадров один будет потрясающим.
Все фото из этой статьи: