08.11.2021, 06:30
Джефф Лейн из Теннесси полюбил европейские автомобили ещё молодым человеком, в 1980-е, когда они с отцом реставрировали старенький MG TF. Спустя много лет, в 2002-го году, Джефф открыл один из самых крутых автомобильных музеев в Теннесси.
![Тим Скоренко](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/88e/88e545edde35609741213df92707087f_cropped_50x50.jpg)
![10 самых крутых экспонатов автомобильного музея Лейна](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/4de/4deae1b8aa64aa29fe37c65d8f5970b5_ce_680x425x0x0_cropped_666x444.jpg)
Экспозиция насчитывает 450 автомобилей, в основном — европейски, но и не без «американцев», конечно. Среди них есть удивительные экземпляры, ради которых стоит заехать в Нэшвиль.
Dymaxion Replica (1933/2015). Dymaxion — это знаменитый автомобиль-стримлайнер, построенный в 1933 году Бакмистером Фуллером. Для того времени обтекаемый дизайн был невозможен, революционен — и вызвал сенсацию. Всего Фуллер построил три экземпляра, до наших дней дошёл лишь второй, он хранится в Национальном автомобильном музее в Рено, штат Невада. Также существует две полноценных реплики. Одна построена в 2010 году лично знаменитым архитектором Норманом Фостером как дань уважения своему учителю Бакминстеру Фуллеру. Вторую в 2015-м сделали по специальному заказу Джеффа Лейна специально для его музея.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/81c/81c8e3b580e788465f5139c0488185be_cropped_666x416.jpg)
Helicron (1932). Один из немногих автомобилей за всю историю отрасли, приводимых в движение авиационным пропеллером. История этого автомобиля покрыта тайной — судя по маркировке на деталях, он был изготовлен в 1932 году во Франции по специальному заказу. Обнаружен в 2000-м в частном гараже, выкуплен и отреставрирован Лейном.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/760/760a529d54447bdfe48ed276223b90a4_cropped_666x416.jpg)
Martin Aerodynamic (1928). Джеймс Мартин из Лонг-Айленда спроектировал и построил несколько революционных и непонятых современниками стримлайнеров, в том числе Martin Aerodynamic. Машина, к слову, имела ограниченный успех на Нью-Йоркском автосалоне 1932 года, но Великая Депрессия поставила крест на дальнейшей разработке.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/f1d/f1db3cd71ad2a05c87e06e67d6cfbcfc_cropped_666x416.jpg)
Citroen Berline 11 Gazogene (1938). Во время и после войны большая часть европейских автомобилей были переведены на газогенераторные установки, работающие на угле — сперва из-за немецкого запрета на продажу бензина частным лицам, затем — из-за тотальной нехватки жидкого горючего. Впоследствии автомобили конвертировали обратно, а многие просто разрезали на металл. Газогенераторных автомобилей военных времён сохранилось немного, особенно столь элегантных, как Citroen Berline 11, с ёмкостями для угля на передних крыльях. Перед запуском машину нужно было разогревать по меньшей мере 30 минут.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/410/410a0c2705907d425e3af172534b6654_cropped_666x416.jpg)
Hewson Rocket (1946). Разработка голливудского дизайнера и автодилерал Уильяма Хьюсона была изготовлена компанией Coachcraft Ltd. и оснащена двигателем Ford V-8. Сенсации не получилось, впоследствии Хьюсон продал свою машину, так и не сумев заинтересовать концептуальным дизайном крупных автопроизводителей.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/597/59714b97a323e876c10b9d3c980dc714_cropped_666x416.jpg)
Hoffmann (1951). Концепт-кар мюнхенской компании считается одним из самых неудачных трёхколёсных автомобилей за всю историю. Основной проблемой конструкции было управление с помощью вращения заднего колеса, что требовало от водителя специфических навыков и грозило опрокинуть машину на ровном месте.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/4d8/4d881ce24bc4b940dd05ac1bac9ee42a_cropped_666x416.jpg)
Iota 350 Sport (1951). Гоночный концепт, построенный группой ветеранов компании Bristol Aircraft после войны. Автомобиль имел лёгкий алюминиевый кузов и двигатель Douglas. Всего построили два экземпляра, до наших дней сохранился один.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/d42/d425c16a95c183fba80ceff327ad575f_cropped_666x416.jpg)
Von Dutch Rocket Car (1961). Кеннет Роберт Говард, известный как «Голландец» (Von Dutch) был одни из пионеров американской автомобильной кастом-культуры. Но помимо хот-родов и других кастом-каров на существующих базах, в начале 1960-х Голландец попытался построить рекордный автомобиль из фюзеляжа самолёта North American F-86 Sabre. Кастом не имел ракетного двигателя и остался изредка показываемым на выставках демо-каром.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/6df/6df0916caf2702131750c227a9f8b446_cropped_666x416.jpg)
С-3Д (1980). Трудно поверить, но одной из гордостей музея является… советская инвалидка СМЗ С-3Д. Это у нас такие машины можно встретить на улицах до сих пор (в конце концов, они производились почти без изменений с 1970 по 1997 год). Но для США это крайне редкий автомобиль. Инвалидка прекрасно отреставрирована и вызывает исключительный интерес публики. Создавая определённый образ «советского автомобиля»…
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/4f1/4f19c37fa2596f56b37543b1cfe20c90_cropped_666x416.jpg)
1930 American Austin ¾ scale (1988). Оригинальные «американские Остины» строились в 1930—1934 годах по британской лицензии. А в 1988 году энтузиаст Билл Майнор из Коламбии (Теннесси) построил точную копию American Austin в масштабе… три четверти. Автомобиль приводится в движением 10-сильным двигателем, разгоняется до 80 км/ч, и в него даже помещается взрослый человек. Майнор скончался в 2005 году, завещав автомобиль музею.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/3f8/3f854ddf2fe0acf3ba8866c3ec76cb1b_cropped_666x442.jpg)