Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Производитель | MSI |
---|---|
Название модели, ссылка | Optix G273QF (EAN: 4719072767969) |
Тип матрицы | IPS-панель со светодиодной (WLED) краевой (одна линейка) подсветкой |
Диагональ | 69 см (27 дюймов) |
Отношение сторон | 16:9 (596,7×335,7 мм) |
Разрешение | 2560×1440 (WQHD) |
Шаг пикселей | 0,2331 мм |
Яркость | 300 кд/м² |
Контрастность | статическая 1000:1, динамическая 100 000 000 : 1 |
Углы обзора | 178° (гор.) и 178° (верт.) |
Время отклика | 1 мс (MPRT), 1 мс (GTG), 5 мс (вкл. + выкл.) |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн (8 бит на цвет) |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы | DisplayPort — до 2560×1440/165 Гц (отчет edid-decode) HDMI — до 2560×1440/144 Гц (отчет edid-decode) |
Акустическая система | отсутствует |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) |
|
Масса | 4,5 кг |
Потребляемая мощность | нет данных |
Напряжение питания (внешнего БП) | 100—240 В, 50—60 Гц |
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой) |
|
Ориентировочная цена | 35 тысяч рублей |
Розничные предложения |
Внешний вид
Дизайн явно игровой, но без излишеств. Внешние элементы блока экрана, стойки и узла крепления блока экрана изготовлены из черного пластика в основном с матовой поверхностью, но есть и зеркально-гладкие участки. Ориентацию на игроков выдают дизайн основания подставки, изготовленного из алюминиевого сплава и имеющего стойкое матовое черное покрытие, логотип на задней панели и ее оформление, а также красный цвет джойстика. Внешняя поверхность матрицы плоская черная, полуматовая (зеркальность хорошо выражена), внешний слой матрицы жесткий. Спереди экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу неширокой планкой, а по периметру — узкой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля.
По центру нижней планки есть едва заметный логотип производителя. В правом нижнем углу на задней панели находится 5-позиционный джойстик.
Кнопка питания расположена на нижнем торце блока экрана справа.
Ее местоположения обозначено значком на фронтальной планке. Рядом с кнопкой есть светорассеиватель индикатора состояния.
В верхней части и выше центра на задней панели, а также на горизонтальной стенке ниши с разъемами есть вентиляционные решетки. Все интерфейсные разъемы и разъем питания расположены в незамкнутой нише на задней панели и ориентированы вниз. Подключать кабели к этим разъемам не очень удобно.
Основание подставки обеспечивает монитору хорошую устойчивость. Резиновые накладки снизу на опорных точках основания подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Между широко расставленными опорами подставки близко к монитору можно поместить даже полноформатную клавиатуру.
Несущие элементы подставки изготовлены из стали и алюминиевого сплава. Подставка позволяет немного наклонять блок экрана вперед от вертикального положения и больше наклонять назад.
При необходимости подставку можно отсоединить (или изначально не подсоединять) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм).
Монитор нам достался упакованным в не очень большую и скромно оформленную коробку из гофрированного картона с прорезными ручками по бокам. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые формы и полиэтиленовые пакеты.
Коммутация
Видеовходов три: пара HDMI версии 2.0b и DisplayPort версии 1.2. Из них только DisplayPort поддерживает на вход сигнал с максимальными для этого монитора разрешением и частотой кадров. Входы выбираются в меню, кроме того, в случае отсутствия сигнала на текущем входе срабатывает автоматический выбор активного входа, который можно отключить. Перечисленные входы способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Громкость средствами монитора не регулируется. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ громкость была достаточной и даже с небольшим запасом. Качество звука в наушниках приемлемое — звук слегка резковат, низких частот маловато, в паузах шума не слышно. В комплект поставки входят два интерфейсных кабеля — HDMI и DisplayPort (кабель USB попал на фотографию случайно).
Блок питания внешний. В этом есть как свои плюсы — легкая замена в случае выхода из строя, — так и минусы — он очень мешается (но мы не уверены, что нам достался БП именно от этого монитора).
Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта
Индикатор питания неярко светится белым (и пользователь при типичной посадке его не видит) при работе, оранжевым — в режиме ожидания, и не горит, если монитор условно выключен. Если монитор работает, и на экране нет меню, то при отклонении джойстика вниз/вверх или вправо/влево на экран выводится та настройка, которая назначена на данное отклонение.
Например, яркость, настройка таймера, выбор входа, выбор прицела.
Нажатие на джойстик — вывод меню на экране с активным первым пунктом первого уровня. При навигации по меню в правой его части выводятся подсказки по текущим функциям джойстика. Меню достаточно крупное, надписи читаемые. Навигация удобная, так как все делается только джойстиком, не нужно переносить палец на кнопки, к тому же списки зациклены. Единственно, для подтверждения установленного значения требуется нажатие на джойстик, что явно лишнее. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений.
Настраиваются уровень прозрачности фона и задержка автоматического выхода из меню. Присутствует русская версия экранного меню.
Кириллический шрифт ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык хорошее. С сайта компании можно загрузить достаточно информативное руководство пользователя, в том числе на русском языке.
Из дополнительных возможностей присутствуют три «геймерские» функции: вывод на экране счетчика частоты кадров, перекрестия прицела выбранного типа и цвета (красного или белого), а также настраиваемого таймера с обратным отсчетом.
Положение на экране этих элементов можно менять, и выводиться может все одновременно, включая не очень полезное окошко с информацией.
Изображение
Настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс, не очень много, что для игрового монитора ожидаемо. Есть регулировки яркости (подсветки) и контрастности, краевой четкости (Резкость), подстройка различимости градаций в тенях, функции принудительного снижения интенсивности синей компоненты, включения динамической регулировки яркости подсветки и некая функция Улучшение изображения (ее заметный эффект — это агрессивное увеличение краевой четкости).
Можно корректировать цветовой баланс выбором цветового профиля из трех предустановленных или пользовательского, в котором цветовой баланс можно подправить регулировками интенсивности трех основных цветов.
Можно выбрать один из четырех предустановленных профилей с заданными «игровыми» настройками и одновременно с этим один из трех с «профессиональными» настройками изображения. В обоих списках профилей есть еще по одному пользовательскому профилю. Все профили являются редактируемыми.
Режимов геометрической трансформации два: изображение трансформируется до соотношения 16:9, то есть выводится на весь экран; или до 4:3. В последнем случае по бокам выводятся черные поля. В автоматическом режиме монитор сам выбирает нужный режим трансформации в зависимости от типа видеосигнала.
В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты поддерживается работа в режиме 10 бит на цвет, но вывод на экран монитора происходит все равно в режиме 8 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета.
В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync по входам DisplayPort и HDMI. Диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен 48—165 Гц для режимов с кадровой частотой 165 Гц (подключение по DisplayPort) и 48—144 Гц для режимов с кадровой частотой 144 Гц (при подключении по HDMI). Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов присутствует.
Только при подключении к компьютеру по DisplayPort поддерживается разрешение до 2560×1440 при 165 Гц кадровой частоты в режиме 8 бит на цвет на вход и без потери цветовой четкости. Снижение частоты до 120 Гц позволяет увеличить разрядность до 10 бит на цвет. При подключении по HDMI в разрешении 2560×1440 можно получить максимум 144 Гц кадровой частоты при 8 бит на цвет (и 10 бит при 60 Гц).
Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Проверялась работа по HDMI. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. 1080p при 24 кадр/с не поддерживается. В случае чересстрочных сигналов видео просто выводится по полям. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях. Яркостная и цветовая четкости очень высокие. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов.
«Кристаллического» эффекта нет. Матовость поверхности матрицы позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора, пользователя и светильников в помещении.
Тестирование ЖК-матрицы
Микрофотографии матрицы
Изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности слегка размыто, но характерную для IPS структуру распознать можно (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата):
Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства:
Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей, поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Рост прироста яркости довольно равномерный, и каждый следующий оттенок ярче предыдущего. В тенях все оттенки визуально отличаются по яркости, что для игрового монитора очень полезно:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,04, что ниже стандартного значения 2,2, поэтому картинка чуть высветлена. При этом аппроксимирующая степенная функция мало отклоняется от реальной гамма-кривой:
Дополнительной настройкой Система ночного видения (три уровня плюс автоматический) можно скорректировать гамма-кривую, улучшая различимость деталей в тенях. Это может быть полезно в играх с темными сценами. Ниже приведены гамма-кривые (построенные по 33 точкам) при четырех значениях этой настройки и когда эта функция отключена:
И фрагмент в тенях:
Видно, что меняется только скорость роста яркости в темной области, а уровень черного, а значит и контрастность не меняется, как и должно быть. Автоматический режим (A.I.), видимо, работает в динамике, потому и результат странный.
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Исходный цветовой охват гораздо шире sRGB и близок к DCI-P3:
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):
Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры, при этом в красном люминофоре (а может и в зеленом) используются так называемые квантовые точки. Хорошее разделение компонент позволяет получить широкий цветовой охват.
Встроенного профиля с цветовым охватом sRGB в этом мониторе нет. Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Впрочем, как правило, в развитых OS, в Windows в частности, и/или в более-менее продвинутом ПО для работы с изображениями нужная коррекция цвета достигается при использовании системы управления цветом. Например можно использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL (для самого яркого режима без коррекции цветового баланса). Поэтому широкий цветовой охват недостатком в данном случае не является. Некоторые трудности с получением правильных цветов могут возникнуть в играх и при просмотре кино, но и это, при желании, решаемо. В случае источников типа бытового плеера или приставки цвета будут перенасыщенными, если только в источнике нет, например, настройки, уменьшающей насыщенность цветов.
Цветовой баланс даже в самом ярком режиме (то есть без коррекции) не сильно отличается от стандартного, но все равно мы попытались его улучшить, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) после ручной коррекции (R = 99, G = 96, B = 100):
Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Ручная коррекция уменьшила значение ΔE (было 4,9 на белом поле). Впрочем, для игрового применения особой необходимости в коррекции нет.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность при сохранении приемлемого качества изображения). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
---|---|---|---|
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,31 кд/м² | −13 | 13 |
Яркость белого поля | 300 кд/м² | −2,6 | 4,0 |
Контрастность | 990:1 | −13 | 11 |
Равномерность белого очень хорошая, а черного, и как следствие, контрастности — хуже. Контрастность для данного типа матриц по современным меркам типичная. Визуально видно, что черное поле местами засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:
При включении режима с динамическим управлением яркости установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка выключается совсем через 10 секунд. Впрочем, уже курсора мыши достаточно для включения подсветки. График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля (после пяти секунд вывода) на белое при выключенной и включенной динамической подстройке яркости:
Видно, что в динамическом режиме яркость подсветки медленно и почти линейно повышается, не доходя до максимального значения даже за 5 секунд. Практической пользы от этой функции ноль.
Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения при сохранении приемлемого качества изображения, установившееся значение после долговременной работы, режим 165 Гц):
Значение настройки Яркость | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии, Вт |
---|---|---|
100 | 306 | 39,3 |
50 | 188 | 28,0 |
0 | 52 | 17,3 |
В режиме ожидания и в условно выключенном состоянии монитор потребляет порядка 0,4 Вт.
Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в достаточно широких пределах, что позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении.
На любом уровне яркости модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости:
Есть режим со вставкой черного кадра (правда истинно черным он в данном случае не является) с названием MPRT. Зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для выключенного (яркость 100%) и включенного режима MPRT (частота обновления 165 Гц):
Четкость в движении действительно повышается (и производитель может указывать невероятные 1 мс с оговоркой, что это характеристика четкости в движении — MPRT), но на динамичной картинке появляются артефакты, о чем будет рассказано ниже, а из-за мерцания с частотой максимум в 165 Гц данный режим рекомендуется использовать с осторожностью, так как мерцание может приводить к повышенной утомляемости глаз. Также отметим, что включение этого режима приводит к снижению максимальной яркости изображения.
Нагрев монитора можно оценить по снимкам с ИК-камеры, полученным после долговременной работы монитора на максимальной яркости в помещении с температурой примерно 24 °C.
Нагрев спереди
По распределению областей нагрева, можно предположить, что внизу находится светодиодная линейка подсветки экрана. Корпус БП нагрелся всего до 40 °C, что немного:
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика зависит от значения одноименной настройки, которая управляет разгоном матрицы. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики «GTG») для трех значений этой настройки:
По мере увеличения разгона на графиках некоторых переходов появляются характерные всплески яркости — например, так выглядят графики для перехода между оттенками 40% и 60% (значения настройки Время отклика приведены над графиками):
Визуально в случае сильного разгона (последняя ступень) артефакты уже видно. С нашей точки зрения, даже на предпоследней ступени разгона скорости матрицы достаточно даже для самых динамичных игр.
Приведем зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при чередовании белого и черного кадра при 165 Гц кадровой частоты (первая ступень разгона):
Видно, что даже на минимальном разгоне максимальная яркость белого кадра выше уровня 90% от белого, а минимальная яркость черного кадра опускается сильно ниже 10%. Амплитуда изменения яркости выше 80%, то есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 165 Гц.
Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, и какие могут быть артефакты от разгона, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 или 990 пиксель/с, то есть на целое число пикселей за кадр), выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления, а также ступень разгона (сокращено до OD — от Overdrive) и включена ли функция вставки черного кадра (MPRT).
Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и степени разгона, и на максимальном разгоне артефакты заметные. Включение вставки черного кадра увеличивает четкость, но за объектами в движении появляются контуры, что снижает положительный эффект.
Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8 пикселей (скорость 960 пиксель/с), при 165 Гц — на 6 пикселей (скорость 990 пиксель/с). Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/120 или 1/165 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на перечисленное количество пикселей:
Видно, что четкость изображения, особенно после умеренного разгона матрицы, не сильно ниже, чем в случае идеальной матрицы, а при включении функции MPRT четкость картинки без учета контуров близка к четкости неподвижного изображения.
Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения (FreeSync отключено) при 165 Гц равна 4,6 мс. Это очень небольшая задержка, она абсолютно не ощущается при работе за ПК, да и в играх не приведет с снижению результативности.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол |
---|---|
Вертикальное | −34°/78° |
Горизонтальное | −39°/39° |
Диагональное | −36°/38° |
По скорости снижения яркости углы обзора не очень широкие, что для матрицы типа IPS нехарактерно. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля начинает резко возрастать уже при 20°-30° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть не очень далеко от экрана, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре (оставаясь практически нейтральным по оттенку). Контрастность в диапазоне углов ±82° остается выше значения 10:1.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Стабильность цветов хорошая, это является одним из главных достоинств матрицы типа IPS.
Выводы
MSI Optix G273QF — это игровой монитор высокого класса, подходящий для очень динамичных игр в разрешении 2.5К. Есть поддержка частоты обновления до 165 Гц включительно, а также AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible. Игроки наверняка оценят наличие игровых функций — таймера, экранного прицела, вывода частоты кадров, вставки черного кадра и улучшения различимости градаций в тенях. Дизайн монитора достаточно строгий и универсальный, он имеет современный визуально безрамочный экран. У монитора широкий цветовой охват, но нет поддержки HDR, также у данной модели простая подставка, не позволяющая регулировать высоту расположения блока экрана. Несмотря на явную ориентацию на геймеров, монитор получился универсальным, пригодным, например, для комфортного выполнения офисной работы, для просмотра кино и для работы с графикой.
Достоинства:
- Частота обновления до 165 Гц
- Низкая задержка вывода
- Эффективный регулируемый разгон матрицы
- Поддержка технологий AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
- Очень хорошее качество цветопередачи
- Подстройка различимости градаций в тенях
- Режим со вставкой черного кадра
- Экранный прицел, счетчик частоты кадров и таймер с обратным отсчетом
- Отсутствие мерцания подсветки
- Три видеовхода
- Удобный 5-позиционный джойстик на контрольной панели
- VESA-площадка 100×100 мм
Недостатки:
- Значимых нет
Благодарим компанию DNS за предоставленный на тест монитор MSI Optix G273QF
Полный текст статьи читайте на iXBT